Lessons on Finnish grammar in Russian = [Uroki finskoj grammatiki na russkom jazyke]

Уроки финской грамматики на русском языке
Uroki finskoj grammatiki na russkom jazyke
Автор излагает текст самоучителя от первого лица. Такой приём в написании учебника иностранного языка своеобразен, он родился невольно. Вуокко Хейкура представляла себя молодой финской женщиной, которая пишет длинное письмо на английском языке своей иностранной подруге по переписке, надеясь, что та вдохновится и заинтересуется финском языком, захочет научиться понимать письменную финскую речь с помощью словаря. В результате получилось основательное издание о строении финского языка. Автор надеется, что при знакомстве с самоучителем читателю захочется глубже изучить предмет. Об индоевропейских языках невозможно было бы написать аналогичный учебник, в них нет такого богатого материала для обобщения.
Самоучитель не грешит научной терминологией, заумной теории в нём не больше, чем в школьных финских учебниках родной речи или иностранных языков. Изложение начинается с изучения алфавита и рассказа об особенностях финского произношения, насколько звуковое строение языка возможно пояснить словами. Далее с самоучителем осваивается гармония гласных, притяжательные суффиксы, чередование согласных, склонения, чуть меньшее внимание уделено глагольным формам. По мнению автора людям, говорящим на других языках, важно понять, что в финском языке положение подлежащего, сказуемого, дополнений и обстоятельств в предложении имеет свои закономерности. Эти правила финны, говорящие на родном языке, выполняют, не задумываясь, и, лишь придерживаясь их, можно добиться правильности речи, тогда будет понятно, кто, где и когда какое действие выполнил.
Ключевые слова: финский язык для русскоязычных, учебник финского языка, самоучитель финского языка для взрослых, грамматика финского языка, изучение финского языка, материал для преподавания финского языка.
*******************************
Tekijä kirjoittaa tekstiään minä-muodossa. Tällainen ote ja esitystapa on kielten oppikirjojen alalla erikoista, mutta se tuli kuin itsestään siitä lähtökohdasta, että Vuokko Heikura kuvitteli olevansa suomalainen nuori, joka kirjoittaa pitkää opetuskirjettä kirjeenvaihtotoverilleen ulkomaille englanniksi, jotta tämä kiinnostuisi suomen kielestä ja haluaisi oppia ymmärtämään edes kirjoitettua suomea sanakirjan avulla. Tuloksena oli jokseenkin perusteellinen selostus suomen kielen rakenteesta, ja toivottavasti siihen tutustumisesta seuraa suomen kieleen kohdistuvaa ihailua: Eihän tällaista lukupakettia olisi edes mahdollista laatia indoeurooppalaisista kielistä, joissa ei ole yhtä paljon aihetta yleisistä periaatteista kertomiseen!
Kielitieteellisiä nimityksiä kirjassa ei ole juuri sen enempää kuin suomalaisille itselleen opetetaan koulussa äidinkielen tunneilla ja vieraiden kielten opetuksen yhteydessä. Selostus alkaa sellaisista perusasioista kuin aakkoset ja aito ääntäminen, niin hyvin kuin esimerkiksi "loppuhenkosten" ääntämistä voi kuvata kirjallisesti, sekä vokaalisointu, omistusliitteet, astevaihtelu ja sijamuodoissa taipuvien sanojen taivuttelu – verbioppi jää vähemmälle huomiolle. Alkeista on pakko aloittaa, ennen kuin päästään asiaan, joka kirjoittajan mielestä on muunkielisille varsinaisesti opetettavaa asiaa eli sen selittäminen, että suomen kielessä subjektin, objektin, predikatiivin ja adverbiaalien muotojen vaihtelussa on oma säännöstönsä, jota suomea äidinkielenään puhuvat noudattavat vaistomaisesti ja niin tehdessään saavat viestinsä perille ja yleensä tulevat heti oikein ymmärretyiksi ennen kaikkea sen suhteen, "kuka teki mitä, missä ja milloin?"

VEA Books 2. uud. p.
RUS EISBN: 9789529997855

Kaarina-S:t Karins, Kustavi-Gustavs, Laitila, Lieto-Lundo, Masku, Mynämäki, Naantali-Nådental, Nousiainen-Nousis, Paimio-Pemar, Pyhäranta, Raisio-Reso, Rusko, Salo, Sauvo-Sagu, Taivassalo-Tövsala, Turku-Åbo, Uusikaupunki-Nystad, Vehmaa
Vaski-kirjastot.